Перевод на английский Габриэля Прадиипаки, перевод на русский Ирины Валлабхи
Часть I: Svarūpaspanda
Спанда как своя собственная природа
तं शक्तिचक्रविभवप्रभवं शङ्करं स्तुमः ॥१॥
Taṁ śakticakravibhavaprabhavaṁ śaṅkaraṁ stumaḥ ॥1॥
Мы восхваляем (stumaḥ) того (tam) Śaṅkara --эпитет Шивы-- (śaṅkaram), который является источником, или причиной, (prabhavam) великолепной (vibhava) группы (cakra) сил (śakti), чьим (yasya) открытием [и] закрытием глаз (unmeṣa-nimeṣābhyām) [совершается] растворение и появление (pralaya-udayau) мира (jagataḥ). ॥1॥
तस्यानावृतरूपत्वान्न निरोधोऽस्ति कुत्रचित् ॥२॥
Tasyānāvṛtarūpatvānna nirodho'sti kutracit ॥2॥
Поскольку Он обладает не скрытой (anāvṛta) природой --rūpa-- (rūpatvāt), нет (na.. asti) Ему (tasya) преград (nirodhaḥ) нигде (kutracid), [тому,] в ком (yatra) вся (sarvam) эта (idam) вселенная (kāryam)1 покоится (sthitam) и (ca) из кого (yasmāt) она произошла (nirgatam). ॥2॥ 1. Досл. «следствие», то есть вселенная является следствием, а Спанда — причиной.
निवर्तते निजान्नैव स्वभावादुपलब्धृतः ॥३॥
Nivartate nijānnaiva svabhāvādupalabdhṛtaḥ ॥3॥
Даже (api) в разнообразии [состояний сознания] (vibhede), [таких как] бодрствование (jāgrat) и т.д. (ādi), которые неотделимы (abhinne) от того [Спанды] (tad), [принцип Спанды] продолжает течь (prasarpati). [Спанда никогда] не (na eva) отступает (nivartate) от Своей (nijāt) сущностной природы (sva-bhāvāt) Воспринимающего (upalabdhṛtaḥ). ॥3॥
सुखाद्यवस्थानुस्यूते वर्तन्तेऽन्यत्र ताः स्फुटम् ॥४॥
Sukhādyavasthānusyūte vartante'nyatra tāḥ sphuṭam ॥4॥
«Я (aham) счастлив (sukhī ca)», «я (aham) огорчён (duḥkhī ca)», «я (aham) привязан (raktaḥ ca)» и т.д. (iti-ādi). Эти (tāḥ) мысли(saṁvidaḥ) явно (sphuṭam) остаются (vartante) в другом (anyatra), [в том,] в ком состояния (avasthā) счастья (sukha) и т.д (ādi) связаны вместе [подобно бусинкам ожерелья] (anusyūte). ॥4॥
न चास्ति मूढभावोऽपि तदस्ति परमार्थतः ॥५॥
Na cāsti mūḍhabhāvo'pi tadasti paramārthataḥ ॥5॥
Там, где (yatra) [нет] ни (na) боли (duḥkham), ни (na) наслаждения (sukham), ни (na) объекта (grāhyam), ни (na ca) субъекта (grāhakam), и (ca) даже (api) не (na) существует (asti) состояния (bhāvaḥ) бессознательности (mūḍha) , то (tad), в высшем смысле (paramārthatas), есть (asti) [принцип Спанды]. ॥5॥
सहान्तरेण चक्रेण प्रवृत्तिस्थितिसंहृतीः ॥६ ॥
लभते तत्प्रयत्नेन परीक्ष्यं तत्त्वमादरात् ।
यतः स्वतन्त्रता तस्य सर्वत्रेयमकृत्रिमा ॥७ ॥
Sahāntareṇa cakreṇa pravṛttisthitisaṁhṛtīḥ ॥6॥
Labhate tatprayatnena parīkṣyaṁ tattvamādarāt।
Yataḥ svatantratā tasya sarvatreyamakṛtrimā ॥7॥[/trans]
Тот (tad) принцип [Спанды] (tattvam) должен быть внимательно изучен (parīkṣyam... prayatnena) [и] уважаем (ādarāt), с помощью которого (yatas) эта (ayam) группа (vargaḥ) органов --интеллект, эго, ум, силы восприятия и действия-- (karaṇa) 1 [будучи] неодушевлённой (vimūḍhaḥ), [ведёт себя] как (vat) самостоятельно (svayam) одушевлённая (amūḍha), [и] вместе (saha) с внутренней (āntareṇa) группой [из Karaṇeśvarī, богинь чувств] (cakreṇa) входит (labhate) в состояния pravṛtti --устремления к внешним объектам-- (pravṛtti), sthiti --поддержания этих внешних объектов какое-то время-- (sthiti) [и] saṁhṛti --растворения этих объектов в своём Высшем Я-- (saṁhṛtīḥ), поскольку (yatas) такая (iyam) Его (tasya) естественная (akṛtrimā) Свобода (svatantratā) [существует] повсеместно (sarvatra). ॥6-7॥ 1. То есть пять jñānendriya (сил восприятия), пять karmendriya (сил действия), ум, эго и интеллект.
अपि त्वात्मबलस्पर्शात्पुरुषस्तत्समो भवेत् ॥८॥
Api tvātmabalasparśātpuruṣastatsamo bhavet ॥8॥
Эта [ограниченная личность] (ayam) не (na hi) управляет (prerakatvena vartate) импульсом (nodanasya) желания (icchā), но всё же (api tu), войдя в контакт (sparśāt) с Силой (bala) Высшего Я (ātma), индивид (puruṣaḥ) становится (bhavet) равным (samaḥ) Тому (tad). ॥8॥
यदा क्षोभः प्रलीयेत तदा स्यात्परमं पदम् ॥९॥
Yadā kṣobhaḥ pralīyeta tadā syātparamaṁ padam ॥9॥
Когда (yadā) возбуждение (kṣobhaḥ) того [ограниченного существа], немощного (asamarthasya) из-за его собственной (nija) нечистоты --aśuddhi-- (aśuddhyā), [и] желающего --abhilāṣī-- (abhilāṣiṇaḥ) действовать (kartavyeṣu), полностью растворяется (pralīyeta), тогда (tadā) наступает (syāt) Высшее (paramam) Состояние (padam). ॥9॥
यतस्तदेप्सितं सर्वं जानाति च करोति च ॥१०॥
Yatastadepsitaṁ sarvaṁ jānāti ca karoti ca ॥10॥
Затем (tadā) [появляется] его (asya) врождённая (akṛtrimaḥ) природа (dharmaḥ), характеризуемая (lakṣaṇaḥ) знанием (jñatva) [и] действием (kartṛtva), за счёт которой (yatas) [тот человек] тогда (tadā) знает (jānāti) и (ca... ca) делает (karoti) всё (sarvam) желаемое (īpsitam). ॥10॥
स्मयमान इवास्ते यस्तस्येयं कुसृतिः कुतः ॥११ ॥
Smayamāna ivāste yastasyeyaṁ kusṛtiḥ kutaḥ ॥11॥
Как (kutas) [может] этот (iyam) отвратительный (ku) путь трансмиграции (sṛtiḥ) [принадлежать] тому (tasya), кто (yaḥ) как бы (iva) пребывает (āste) в изумлении (smayamānaḥ), созерцая (avalokayan) ту (tam) истинную природу [Спанду] (sva-bhāvam) как (bhāvena) господствующую [над всей вселенной] (adhiṣṭhātṛ)? ॥11॥
यतोऽभियोगसंस्पर्शात्तदासीदिति निश्चयः ॥१२॥
Yato'bhiyogasaṁsparśāttadāsīditi niścayaḥ ॥12॥
Небытие (abhāvaḥ) невозможно (na) созерцать (bhāvyatām eti), а также (ca) не существует (na... asti) отсутствия оцепенения (amūḍhatā) в этом [состоянии] (tatra), потому что (yatas) при контакте (saṁsparśāt) с abhiyoga --услышав показание человека, только что вернувшегося из этого состояния -- (abhiyogaḥ)1, подтверждается (iti niścayaḥ), что то --оцепенение-- (tad) [действительно] имело место быть (āsīt). ॥12॥ 1. Несмотря на то, что abhiyoga дословно означает «применение», в этом контексте имеется в виду «показание человека, только что вернувшегося из samādhi, совершенной концентрации». Такое толкование не придумано мною, а взято из Spandanirṇaya, наиболее авторитетного комментария к Spandakārikā-s мудреца Kṣemarāja.
न त्वेवं स्मर्यमाणत्वं तत्तत्त्वं प्रतिपद्यते ॥१३॥
Na tvevaṁ smaryamāṇatvaṁ tattattvaṁ pratipadyate ॥13॥
По этой причине (atas), то (tad) искусственное (kṛtrimam) познаваемое (jñeyam)1 всегда (sadā) подобно (vat) состоянию (pada) глубокого сна (sauṣupta). Тем не менее (tu), тот (tad) принцип [Спанды] (tattvam) воспринимается или осознаётся (pratipadyate) не (na) так (evam) как воспоминание (smaryamāṇatvam). ॥13॥ 1. Здесь говорится о небытии, упомянутом в предыдущей строфе.
कार्यता क्षयिणी तत्र कर्तृत्वं पुनरक्षयम् ॥१४॥
Kāryatā kṣayiṇī tatra kartṛtvaṁ punarakṣayam ॥14॥
Говорится (śabditam), что [существуют] два (yugalam) состояния (avasthā) в этом [принципе Спанды] (ca atra): состояние делания (kārya... tva) [и] состояние делателя (kartṛtva). Естественно (tatra), состояние делания (kāryatā) бренно (kṣayiṇī), а (punar) состояние делателя (kartṛtvam) нетленно (akṣayam). ॥14॥
तस्मिँल्लुप्ते विलुप्तोऽस्मीत्यबुधः प्रतिपद्यते ॥१५॥
Tasmim̐llupte vilupto'smītyabudhaḥ pratipadyate ॥15॥
Только (kevalam) [то] усилие (prayatnaḥ... saḥ), которое (yaḥ) направлено (unmukhaḥ) на действие (kārya), исчезает (lupyate) в этом [состоянии samādhi] (atra)1. Когда это [усилие] исчезает (tasmin lupte), [только] глупец (abudhaḥ) [может] подумать (pratipadyate), «Я исчез» (viluptaḥ asmi iti). ॥15॥ 1. Автор имеет в виду samādhi пустоты.
Tasya lopaḥ kadācitsyādanyasyānupalambhanāt ॥16॥
Никогда не (na tu... kadācid) бывает (syāt) прекращения (lopaḥ) того (tasya) внутреннего (antarmukhaḥ) состояния (bhāvaḥ), которое (yaḥ) [является] обителью (āspadam) качества (guṇa) всезнания (sarvajñatva), из-за невосприятия (anupalambhanāt) другого (anyasya)1. ॥16॥ 1. Только Шива является субъектом, или воспринимающим, и никто иной. Если бы и существовал другой субъект, наблюдающий исчезновение Шивы, то он тоже был бы Шивой, а значит, Шива не прекратил бы своё существование. А если никто не воспринимает прекращения Его существования, то как оно может быть доказано? Шива — всегда единственный субъект, который не может прекратить существовать.
नित्यं स्यात्सुप्रबुद्धस्य तदाद्यन्ते परस्य तु ॥१७॥
Nityaṁ syātsuprabuddhasya tadādyante parasya tu ॥17॥
В случае совершенно пробуждённого (suprabuddhasya) всегда (nityam) [и] беспрерывно (satatam) происходит (syāt) восприятие (upalabdhiḥ) Того --Высшего Я-- (tasya), [и это восприятие] поддерживается (avyabhicāriṇī) [в течение] трёх (tri) состояний [сознания] (pada). Тем не менее (tu), в случае другого --не полностью пробуждённого-- (parasya), это --восприятие Высшего Я-- (tad) [происходит только] в начале (ādi) [и] в конце (ante) [каждого состояния сознания] ॥17॥
पदद्वये विभुर्भाति तदन्यत्र तु चिन्मयः ॥१८॥
Padadvaye vibhurbhāti tadanyatra tu cinmayaḥ ॥18॥
Вездесущее [Высшее Я] (vibhuḥ) сияет (bhāti) в двух (dvaye) состояниях [сознания: в бодрствовании и сне] (pada), сопровождаемое (yutaḥ) [Его] Высшей --parama-- (paramayā) Силой --śakti-- (śaktyā), чьей природой (sva-rūpiṇyā) [является] знание (jñāna) [и] познаваемое (jñeya). Тем не менее (tu), в другом [состоянии сознания] (anyatra) помимо этих [двух] (tad)1, [Он проявляется в виде только] Сознания (cit-mayaḥ). ॥18॥ 1 То есть в глубоком сне.
लब्धात्मलाभाः सततं स्युर्ज्ञस्यापरिपन्थिनः ॥१९॥
Labdhātmalābhāḥ satataṁ syurjñasyāparipanthinaḥ ॥19॥
Эманации (niṣyandāḥ) Спанды (spanda), которые начинаются (ādi) с качеств Prakṛti (guṇa) [и] приобретают (labdha) собственное (ātma) существование (lābhāḥ), опираясь (saṁśrayāt) на универсальную (sāmānya) Спанду (spanda), никогда не препятствуют (satatam syuḥ... aparipanthinaḥ) познавшему [Высшее Я] (jñāsya). ॥19॥
पातयन्ति दुरुत्तारे घोरे संसारवर्त्मनि ॥२०॥
Pātayanti duruttāre ghore saṁsāravartmani ॥20॥
Тем не менее (tu), эти [самые эманации Спанды] (ete), беспрестанно и усердно трудясь над (udyatāḥ) сокрытием (sthagana) их --не пробуждённых-- (sva) [истинной] природы (sthiti), заставляют личностей с не пробуждённым интеллектом опускаться (aprabuddha-dhiyaḥ... pātayanti) до ужасного (ghore) пути (vartmani) трансмиграции (saṁsāra), с которого трудно сойти (duruttāre). ॥20॥
Jāgradeva nijaṁ bhāvamacireṇādhigacchati ॥21॥
По этой причине (atas) тот, кто всегда (satatam) готов (udyuktaḥ) к различению (viviktaye) принципа (tattva) Спанды (spanda), быстро (acireṇa) достигает (adhigacchati) своей (nijam) [истинной] природы (bhāvam) [даже во время] бодрствования (jāgrat eva). ॥21॥
धावन्वा यत्पदं गच्छेत्तत्र स्पन्दः प्रतिष्ठितः ॥२२॥
Dhāvanvā yatpadaṁ gacchettatra spandaḥ pratiṣṭhitaḥ ॥22॥
Спанда (spandaḥ) прочно укоренена (pratiṣṭhitaḥ) в том (tatra) состоянии (padam), которое (yad) проявляется (gacchet) [в человеке, когда он] крайне зол (atikruddhaḥ), чрезмерно доволен или восторжен (prahṛṣṭaḥ), размышляет (mṛśan), «Что (kim) мне делать (karomi iti)?» или (vā.. vā... vā) убегает [от смертельной опасности] (dhāvan). ॥22॥
तदवश्यं करिष्येऽहमिति सङ्कल्प्य तिष्ठति ॥२३॥
Tadavaśyaṁ kariṣye'hamiti saṅkalpya tiṣṭhati ॥23॥
Ухватившись (samālambya) за то (yām) [высшее] состояние [Спанды] (avasthām), [великий Йог] остаётся непреклонным (tiṣṭhati), размышляя [так:] (saṅkalpya) «Что бы (yad) это [Высшее Я] (ayam) мне (mama) ни сказало (vakṣyati), то (tad) я (aham) обязательно (avaśyam... iti) сделаю (kariṣye)». ॥23॥
सौषुम्नेऽध्वन्यस्तमितो हित्वा ब्रह्माण्डगोचरम् ॥२४॥
Sauṣumne'dhvanyastamito hitvā brahmāṇḍagocaram ॥24॥
Находя убежище (āśritya) в том [высшем состоянии Спанды] (tām), оба (ubhau) луна --apāna-- (candra)1 [и] солнце --prāṇa--(sūryau api)2, [поднимаясь] по восходящему (ūrdhva) пути (mārgeṇa), растворяются (astam itaḥ) в канале (adhvani) suṣumnā (sauṣumne) [и затем] покидают (hitvā) сферу (gocaram) яйца Брахмы (brahmāṇḍa)3. ॥24॥ 1 Apāna — это та жизненная энергия, которая входит в тело через вдох. 2 Prāṇa в этом контексте — это та жизненная энергия, которая покидает тело при выдохе. 3 Brahmāṇḍa, или яйцо Брахмы, обычно символизирует макрокосм, но в этом контексте, этот термин следует понимать как «тело и brahmarandhra». Brahmarandhra — это отверстие Брахмы, которое находится в sahasrāracakra, в макушке головы.
सौषुप्तपदवन्मूढः प्रबुद्धः स्यादनावृतः ॥२५॥
Sauṣuptapadavanmūḍhaḥ prabuddhaḥ syādanāvṛtaḥ ॥25॥
Затем (tadā), луна --apāna-- (śaśi) [и] солнце --prāṇa-- (bhāskare) вновь растворяются (pralīna) в том (tasmin) Великом (mahā) Эфире (vyomni). [Для частично пробуждённого это] подобно (vat) состоянию (pada) глубокого сна (sauṣupta), [поэтому] он находится (syāt) в оцепенении (mūḍhaḥ). [Тем не менее, Йог,] не покрытый [тьмой невежества] (anāvṛtaḥ), остаётся (syāt) пробуждённым (prabuddhaḥ) [в этом состоянии]. ॥25॥
Часть II: Sahajavidyodaya
Появление естественного знания
प्रवर्तन्तेऽधिकाराय करणानीव देहिनाम् ॥१॥
Pravartante'dhikārāya karaṇānīva dehinām ॥1॥
Ухватываясь (ākramya) за эту (tad) Мощь (balam), Мантры (mantrāḥ), исполненные (śālinaḥ) всезнающей (sarvajña) силы (bala), продолжают (pravartante) выполнять свои [соответствующие] обязанности (adhikārāya) [в отношении воплощённых существ], подобно тому как (iva) силы восприятия и действия (karaṇāni) [этих самых] воплощённых существ (dehinām) [продолжают выполнять свои функции, ухватываясь за эту же Силу]. ॥1॥
[/sect]
सहाराधकचित्तेन तेनैते शिवधर्मिणः ॥२॥
Sahārādhakacittena tenaite śivadharmiṇaḥ ॥2॥
[Мантры,] чьё назначение [на роль определённых божеств] закончилось (śāntarūpāḥ), лишенные ограничения в виде службы (nirañjanāḥ), поглощаются (sampralīyante) той [Спандой] (tatra eva) вместе (saha) с умом (cittena) преданного (ārādhaka). Поэтому (tena), эти [Мантры] (ete) обладают природой (dharmiṇaḥ) Шивы (śiva). ॥2॥
तत्संवेदनरूपेण तादात्म्यप्रतिपत्तितः ॥३ ॥
तस्माच्छब्दार्थचिन्तासु न सावस्था न या शिवः ।
भोक्तैव भोग्यभावेन सदा सर्वत्र संस्थितः ॥४॥
Tatsaṁvedanarūpeṇa tādātmyapratipattitaḥ ॥3॥
Tasmācchabdārthacintāsu na sāvasthā na yā śivaḥ।
Bhoktaiva bhogyabhāvena sadā sarvatra saṁsthitaḥ ॥4॥[/trans]
Поскольку (yasmāt) индивидуальная душа (jīvaḥ) идентична (mayaḥ) всему (sarva), так как все существа происходят (sarva-bhāva-samudbhavāt) [из неё], она ощущает (pratipattitaḥ) тождественность (tādātmya) [всем им] из-за [её] знания (saṁvedanarūpeṇa) их всех (tad)1, поэтому (tasmāt), не существует (na) состояния (sā avasthā), которое (yā) не являлось бы (na) Шивой (śivaḥ), [будь то] слово (śabda), объект (artha) [или] мысль --cintā-- (cintāsu). Сам (eva) воспринимающий (bhoktā) всегда (sadā) [и] везде (sarvatra) находится (saṁsthitaḥ) в виде (bhāvena) воспринимаемого (bhogya). ॥3-4॥ 1 Другими словами, потому что индивидуальна я душа знает всех их.
स पश्यन्सततं युक्तो जीवन्मुक्तो न संशयः ॥५॥
Sa paśyansatataṁ yukto jīvanmukto na saṁśayaḥ ॥5॥
Или же (iti vā) тот (saḥ), [кто обладает] тем (yasya) осознанием (saṁvitti) [и] постоянно (satatam) соединяется [с Высшим Я] (yuktaḥ), видит (paśyan) весь (akhilam) мир (jagat) как [божественную] Игру (krīḍātvena). [Такая личность], несомненно (na saṁśayaḥ), [является] освобождённой при жизни (jīvanmuktaḥ). ॥5॥
तदात्मतासमापत्तिरिच्छतः साधकस्य या ॥६॥
Tadātmatāsamāpattiricchataḥ sādhakasya yā ॥6॥
Только (eva) это (ayam) [можно назвать] появлением (udayaḥ) того (tasya) объекта медитации (dhyeyaḥ) в уме (cetasi) медитирующего (dhyāyi). В sādhaka --духовном искателе-- (sādhakasya) с твёрдой волей (icchataḥ) наступает осознание (samāpattiḥ... yā) [своего] тождества [тому dhyeya, объекту медитации] (tadātmatā). ॥6॥
इयं निर्वाणदीक्षा च शिवसद्भावदायिनी ॥७॥
Iyaṁ nirvāṇadīkṣā ca śivasadbhāvadāyinī ॥7॥
Только (eva) это (iyam) [является] приобретением (prāptiḥ) Нектара Бессмертия (amṛta), только (eva) это (ayam) [есть] восприятие (grahaḥ) Высшего Я (ātmanaḥ). И (ca) эта (iyam) инициация (dīkṣā), приводящая к Nirvāṇa [Окончательному Освобождению] (nirvāṇa) дарует (dāyinī) истинное (sat) состояние (bhāva) Шивы (śiva). ॥7॥
Часть III: Vibhūtispanda
Сверхъестественные силы происходящие из Спанды
सोमसूर्योदयं कृत्वा सम्पादयति देहिनः ॥१ ॥
तथा स्वप्नेऽप्यभीष्टार्थान्प्रणयस्यानतिक्रमात् ।
नित्यं स्फुटतरं मध्ये स्थितोऽवश्यं प्रकाशयेत् ॥२॥
Somasūryodayaṁ kṛtvā sampādayati dehinaḥ ॥1॥
Nityaṁ sphuṭataraṁ madhye sthito'vaśyaṁ prakāśayet ॥2॥
Подобно тому как (yathā) Поддерживающий [этот мир] (dhātā), когда его просят (abhyarthitaḥ) с желанием (icchā), создаёт (sampādayati) [все] объекты (arthān), находящиеся (sthitān) в сердце (hṛdi) той воплощённой души (dehinaḥ), которая бодрствует (jāgrataḥ), вызвав (kṛtvā) появление (udayam) луны (soma) [и] солнца (sūrya), так (tathā) и (api) во сне (svapne), пребывая(sthitah) в центральном канале (madhye), [Он] определённо (avaśyam) всегда (nityam) ясно (sphuṭataram) проявляет (prakāśayet) желаемые (abhīṣṭa) объекты (arthān) тому, кто не пренебрегает (anatikramāt) его мольбой (praṇayasya). ॥1-2॥
सततं लौकिकस्येव जाग्रत्स्वप्नपदद्वये ॥३॥
Satataṁ laukikasyeva jāgratsvapnapadadvaye ॥3॥
Иначе (anyathā tu), проявляющая сила (sṛṣṭiḥ), согласно её (tad) качествам (dharmakatvataḥ), всегда (satatam) свободна (syāt svatantrā) [действовать], как (iva) в случае обычных людей (laukikasya), во время двух (dvaye) состояний (pada) бодрствования (jāgrat) [и] сна (svapna) ॥3॥
भूयः स्फुटतरो भाति स्वबलोद्योगभावितः ॥४ ॥
तथा यत्परमार्थेन येन यत्र यथा स्थितम् ।
तत्तथा बलमाक्रम्य न चिरात्सम्प्रवर्तते ॥५॥
Bhūyaḥ sphuṭataro bhāti svabalodyogabhāvitaḥ ॥4॥
Tattathā balamākramya na cirātsampravartate ॥5॥
Несомненно (hi), подобно тому как (yathā) предмет (arthaḥ) [сначала] восприниматеся (dṛṣṭaḥ) нечётко (asphuṭam), даже (api) [крайне] внимательным (sa-avadhāne) умом (cetasi), [и] кажется (bhāti) более чётким (sphuṭataraḥ) позже (bhūyas), при рассмотрении (bhāvitaḥ) за счёт активного применения (udyoga) собственной (sva) силы (bala)1, так же (tathā), ухватываясь (ākramya) за [Космическую] Силу (balam), любой объект (yad), действительно (paramārthena) существующий (sthitam) в любой форме (yena), где угодно (yatra), [и] при любых условиях (yathā), этот [самый объект] (tad) немедленно (na cirāt) проявляется (sampravartate) таким же образом (tathā). ॥4-5॥ 1 Здесь подразумевается Cakṣurindriya, сила зрения. Она является причиной зрения, будучи не физическим органом, а энергией, циркулирующей в нём.
आच्छादयेद्बुभुक्षां च तथा योऽतिबुभुक्षितः ॥६॥
Ācchādayedbubhukṣāṁ ca tathā yo'tibubhukṣitaḥ ॥6॥
Даже (api) слабое существо (durbalaḥ), ухватываясь (ākramya) за то [Спанду] (tad), занимается (pravartate) тем, что нужно сделать (kārye) [и преуспевает] за счёт этого самого Принципа (yatas). Подобным образом, (ca tathā) тот, кто (yaḥ) крайне голоден (ati-bubhukṣitaḥ), скрывает (āchādayet)1 [свое] желание поесть (bubhukṣām). ॥6॥ 1 Имеется в виду «преодолевает».
तथा स्वात्मन्यधिष्ठानात्सर्वत्रैवं भविष्यति ॥७॥
Tathā svātmanyadhiṣṭhānātsarvatraivaṁ bhaviṣyati ॥7॥
Подобно тому как (yathā) [существует] всезнание (sarvajñatā) и т.д. (ādayaḥ) относительно тела (dehe), управляемого (adhiṣṭhite) этим [Принципом Спанды] (anena), так же и (tathā), если укорениться (adhiṣṭhānāt) в собственном (sva) Высшем Я (ātmani), оно будет [присутствовать] (bhaviṣyati) этим образом (evam) везде (sarvatra). ॥7॥
तदुन्मेषविलुप्तं चेत्कुतः सा स्यादहेतुका ॥८॥
Tadunmeṣaviluptaṁ cetkutaḥ sā syādahetukā ॥8॥
Депрессия (glāniḥ) [подобна] вору (viluṇṭhikā) в теле (dehe). Она проистекает (tasyāḥ ca... sṛtiḥ)1 из невежества (ajñānataḥ). Если (ced) оно разрушается (viluptam) тем (tad) Unmeṣa --см. след. афоризм-- (unmeṣa), как (kutas) может та [депрессия] существовать (sā syāt) без [своей] причины (ahetukā)? ॥8॥ 1 Досл. «скольжение того», скольжение glāni, депрессии.
उन्मेषः स तु विज्ञेयः स्वयं तमुपलक्षयेत् ॥९॥
Unmeṣaḥ sa tu vijñeyaḥ svayaṁ tamupalakṣayet ॥9॥
То (saḥ) определённо должно быть познано как (tu vijñeyaḥ) Unmeṣa (unmeṣaḥ), откуда (yatas) происходит (syāt) появление (udayaḥ) другого [осознания --согласно Kṣemarāja-- или мысли --согласно др. авторам--] (apara) в [личности], которая [уже] занята (prasaktasya) одной (eka) мыслью (cintā). Следует воспринимать (upalakṣayet) то [Unmeṣa] (tam) самостоятельно (svayam). ॥9॥
प्रवर्तन्तेऽचिरेणैव क्षोभकत्वेन देहिनः ॥१०॥
Pravartante'cireṇaiva kṣobhakatvena dehinaḥ ॥10॥
Из этого [Unmeṣa] (atas... atas... asmāt atas) вскоре (acireṇa eva) появляются (pravartante) Винду --божественный свет--(vinduḥ)1, Нада --божественный звук-- (nādaḥ), Рупа --божественная форма-- (rūpam) [и] Раса --божественный вкус-- (rasaḥ) как факторы, нарушающие покой (kṣobhakatvena) воплощённой души (dehinaḥ). ॥10॥ 1 Или «Бинду» в другом написании.
तदा किं बहुनोक्तेन स्वयमेवावभोत्स्यते ॥११ ॥
Tadā kiṁ bahunoktena svayamevāvabhotsyate ॥11॥
Когда (yadā) [Йог,] желающий увидеть (didṛkṣayā), условно говоря (iva), все (sarva) объекты (arthān), пребывает [в состоянии] (avatiṣṭhate) проникновения (vyāpya) [во всех них], тогда (tadā), какой [смысл] (kim) много (bahunā) говорить (uktena) [об этом]? Он испытает [это] (avabhotsyate) сам (svayam eva)! ॥11॥
एकत्रारोपयेत्सर्वं ततोऽन्येन न पीड्यते ॥१२॥
Ekatrāropayetsarvaṁ tato'nyena na pīḍyate ॥12॥
Созерцая (ālokya) всё доступное своему восприятию (gocaram) с помощью знания (jñānena), следует всегда оставаться (sarvadā tiṣṭhet) бодрствующим (prabuddhaḥ) [и] вкладывать (āropayet) всё (sarvam) в одну точку (ekatra) --в Спанду--. Следовательно (tatas), [такая личность] не (na) обеспокоена (pīḍyate) другим (anyena). ॥12॥
कलाविलुप्तविभवो गतः सन्स पशुः स्मृतः ॥१३॥
Kalāviluptavibhavo gataḥ sansa paśuḥ smṛtaḥ ॥13॥
Тот, кого Kalā (kalā) лишила (vilupta) его величия (vibhavaḥ), является объектом наслаждения --становится жертвой-- (gataḥ san... bhogyatām) группы (vargasya) сил (śakti), происходящих (samutthasya) из множества (rāśi) слов (śabda). [Поэтому,] он (saḥ) известен (smṛtaḥ) как paśu --ограниченное существо-- (paśuḥ). ॥13॥
तेनास्वतन्त्रतामेति स च तन्मात्रगोचरः ॥१४॥
Tenāsvatantratāmeti sa ca tanmātragocaraḥ ॥14॥
Возникновение (udbhavaḥ) идей (pratyaya), которое [происходит] (yaḥ) в том [paśu, ограниченном существе,] (tasya) [подразумевает] утрату (apāyaḥ) силы (rasa) Высшего (para) Нектара Бессмертия (amṛta). В связи с этим (tena), [такое ограниченное существо] становится зависимым (asvatantratām eti). Сферой влияния (gocaraḥ) этого [возникновения идей является] (saḥ ca) Tanmātra --тонкий аспект всего-- (tanmātra). ॥14॥
यतः शब्दानुवेधेन न विना प्रत्ययोद्भवः ॥१५॥
Yataḥ śabdānuvedhena na vinā pratyayodbhavaḥ ॥15॥
Силы (śaktayaḥ)1 всегда (satata) готовы (utthitāḥ) скрыть (āvaraṇe) истинную природу (sva-rūpa) этого [ограниченного существа] (ca asya), потому что (yatas) не бывает (na) возникновения (udbhavaḥ) идей (pratyaya) без (vinā) смешения (anuvedhena) слов (śabda). ॥15॥ 1 Brāhmī, Yogīśvarī, Māheśvarī и т.д. (силы, возглавляющие «варги», группы букв, например, Brāhmī возглавляет Kavarga или группу Ka, состоящую из ka, kha, ga, gha and ṅa --см. санскритский алфавит--).
बन्धयित्री स्वमार्गस्था ज्ञाता सिद्ध्युपपादिका ॥१६॥
Bandhayitrī svamārgasthā jñātā siddhyupapādikā ॥16॥
Эта (iyam) самая (sā) Сила, или Шакти, (śaktiḥ) Шивы (śivasya), чья природа (ātmikā) — деятельность (kriyā), обитает (vartinī) в paśu, ограниченном существе, (paśu) [и] сковывает [его] (bandhayitrī). [Тем не менее, когда Шакти] познаётся (jñātā) как находящаяся [в paśu] (sthā) в виде пути (mārga) к своему Высшему Я (sva), [то Она] приводит (upapādikā) к успеху (siddhi). ॥16॥
पुर्यष्टकेन संरुद्धस्तदुत्थं प्रत्ययोद्भवम् ॥१७॥
संसृतिप्रलयस्यास्य कारणं सम्प्रचक्ष्महे ॥१८ ॥
Puryaṣṭakena saṁruddhastadutthaṁ pratyayodbhavam ॥17॥
Saṁsṛtipralayasyāsya kāraṇaṁ sampracakṣmahe ॥18॥
Полностью заблокированный и осаждённый (saṁruddhaḥ) Пурьяштакой --Puryaṣṭaka-- (puryaṣṭakena)1, который происходит (udaya-rūpeṇa) из [пяти] Tanmātra --тонких элементов-- (tanmātra) [и] обитает (vartinā) в уме (manas), эго (aham) [и] интеллекте(buddhi), покорный [paśu, ограниченное существо,] (paravaśaḥ) испытывает (bhuṅkte) возникновение (udbhavam) идей (pratyaya), происходящих (uttham) из того [Puryaṣṭaka] (tad) [и сопровождаемое] наслаждением [удовольствием и болью, порождёнными этими самыми идеями] (bhogam). [Такое существо] трансмигрирует (saṁsaret) из-за присутствия (bhāvāt) того [Puryaṣṭaka] (tad). Итак (atas), мы объясним (sampracakṣmahe) причину (kāraṇam) этого (asya) растворения (pralayasya) трансмиграции (saṁsṛti). ॥17-18॥ 1 Досл. «город восьми», Puryaṣṭaka — эпитет тонкого тела (sūkṣmaśarīra, также liṅgaśarīra), поскольку оно состоит из buddhi (интеллекта), ahaṅkāra (эго), manas (ума) и пяти Tanmātra, тонких элементов. Это поясняется самими автором далее.
नियच्छन्भोक्तृतामेति ततश्चक्रेश्वरो भवेत् ॥१९॥
Niyacchanbhoktṛtāmeti tataścakreśvaro bhavet ॥19॥
Но (tu), когда (yadā) [ограниченное существо] прочно укореняется (saṁrūḍhaḥ) в одной точке --в принципе Спанды-- (ekatra), тогда (tadā), контролируя (niyacchan) исчезновение и появление (laya-udayau) того [Puryaṣṭaka] (tasya), [это существо] становится [настоящим] наслаждающимся (bhoktṛtām eti) [и,] как следствие (tatas), [также] превращается (bhavet) во Властителя (īśvaraḥ) группы [śakti, то есть сил] (cakra). ॥19॥
Часть IV: Эпилог
Две заключительные строфы
वन्दे विचित्रार्थपदां चित्रां तां गुरुभारतीम् ॥१॥
Vande vicitrārthapadāṁ citrāṁ tāṁ gurubhāratīm ॥1॥
Я преклоняюсь (vande) перед этой (tām) восхитительной (citrām) речью (bhāratīm) Гуру (guru), [исполненной] множества (vicitra) слов --pada-- (padām) [и соответствующего им] смысла (artha), [которая] позволяет (tāriṇīm) безопасно пересечь (samuttaraṇa) бездонный (agādha) океан (ambhodhi) сомнения (saṁśaya). ॥1॥
वसुगुप्तवच्छिवाय हि भवति सदा सर्वलोकस्य ॥२॥
Vasuguptavacchivāya hi bhavati sadā sarvalokasya ॥2॥
Кроме того (api), обретение (labdhvā) этого (etad) сокровища (dhanam) знаний (jñāna), которое сложно обрести (alabhyam), [и его] добросовестное (kṛta) сохранение (nihiteḥ) в (anta) пещере (guha) сердца (hṛd), несомненно (hi), всегда (sadā) служит (bhavati) во благо (śivāya) всего (sarva) мира (lokasya), подобно тому как (vat) [оно послужило во благо] Васугупты (vasugupta). ॥2॥