Часть первая
(метод, основанный на точке зрения Шивы)
Сутры о Шиве, Васугупта, IX век н.э.
शिवसूत्रा
śivasūtrā
(метод, основанный на точке зрения Шивы)
Всезнающее и всемогущее Сознание (caitanyam) [есть] Высшее Я, истинная природа Реальности (ātmā) ॥1॥
[Ограниченное] знание (jñānam) — рабство (bandhaḥ) ॥2॥
Чрево (yoni) (и его) отпрыски (vargaḥ), [вместе с тем, чья] форма (śarīram) — деятельность (kalā), [также порабощают]. ॥3॥
Основа (adhiṣṭhānam) [ограниченного] знания (jñāna) — непонятая Мать (mātṛkā) ॥4॥
Бхайрава --Всевышний-- (bhairavaḥ) — [это] внезапная вспышка, или возвышение, божественного Сознания (udyamaḥ) ॥5॥
При единении (sandhāne) с группой (cakra) сил (śakti) (происходит) исчезновение (saṁhāraḥ) вселенной (viśva) ॥6॥
[Даже] во время разных [состояний сознания, таких как] (bhede) бодрствование (jāgrat), сон (svapna) и глубокий сон (suṣupta), присутствуют (sambhavaḥ) восторг и наслаждение (ābhoga) Четвёртым Состоянием (turya) ॥7॥
Знание (jñānam) [есть] бодрствование (jāgrat) ॥8॥
Сон (svapnaḥ) [состоит из] мыслей и идей (vikalpāḥ) ॥9॥
Неразличение, или бессознательность (avivekaḥ), [является] глубоким сном (sauṣuptam) майи --невежества-- (māyā) ॥10॥
Тот хозяин (īśaḥ) (своих) чувств _(vīra)1, кто является наслаждающимся [вышеупомянутым ābhoga2, божественным восторгом,] (bhoktā) во время триады [бодрствование, сон и глубокий сон] (tritaya)_ ॥11॥
Стадии (bhūmikāḥ) Йоги (yoga) [являют собой] восхитительное чудо (vismayaḥ) ॥12॥
Сила воли (icchā śaktiḥ) [просветлённого Йога — ] «Великолепие Шивы» (umā), [то есть] Кумари (kumārī) ॥13॥
Все явления [внешние и внутренние] (dṛśyam) — тело (śarīram) [просветлённого Йога] ॥14॥
Через единение (saṅghaṭṭāt) ума (citta) в сердце Сознания (hṛdaye), происходит появление (darśanam) [всех] феноменов [внешних и внутренних] (dṛśya), [даже] пустоты (svāpa), [в их истинном виде] ॥15॥
Или же (vā) через единение (sandhānāt) с Чистым (śuddha) Принципом (tattva), [Йог становится тем, в ком] [сковывающая] сила (śaktiḥ), [присущая] ограниченному существу (paśu), отсутствует (a) ॥16॥
Твёрдое и непоколебимое осознание (vitarkaḥ) [«Я — Шива», есть] знание (jñānam) Высшего Я (ātma) ॥17॥
Блаженство, [которое Йог ощущает как Воспринимающий] (ānandaḥ) мир, [состоящий из субъектов и объектов] (loka), — [это его] наслаждение (sukham) в самадхи (samādhi) ॥18॥
При союзе (sandhāne) с Силой [Воли] (śakti), [происходит] создание (utpattiḥ) тел (śarīra) [согласно желанию Йога] ॥19॥
[Другие сверхъестественные силы просветлённого Йога состоят из силы] объединения (sandhāna) сущностей (bhūta), [силы] разделения (pṛthaktva) всех их --сущностей-- (bhūta) [и силы] воссоединения --saṅghaṭṭa-- (saṅghaṭṭāḥ) всего (viśva), [что было разделено пространством и временем] ॥20॥
При появлении (udayāt) Шуддхавидьи (śuddhavidyā), [для Йога наступает] полное достижение (siddhiḥ) господства (īśatva) над группой сил (cakra) ॥21॥
Соединяясь (anusandhānāt) с Великим (mahā) Озером (hrada), (Йог получает) непосредственный опыт (anubhavaḥ) животворящего источника --силы, потенции-- (vīrya) [всех] мантр (mantra) ॥22॥
метод, основанный на точке зрения Шакти
Ум (того, кто постоянно размышляет о Высшей Реальности,) (cittam) [есть] Мантра (mantraḥ) ॥1॥
[Рьяное и спонтанное] усилие (prayatnaḥ) эффективно для достижения успеха (sādhakaḥ) ॥2॥
[Сияющая] Сущность [Совершенного Осознания Я] (sattā), [состоящая из множества слов], чьей сутью (śarīra) [является] знание [высшей недвойственности] (vidyā), — секрет (rahasyam) Мантры (mantra) ॥3॥
Удовлетворённость (vikāsaḥ) ума (citta) [ограниченными] майическими силами (garbhe) — [всего лишь] сон (svapnaḥ), [основанный на] низшем (aviśiṣṭa) знании (vidyā) ॥4॥
При спонтанном (svābhāvike) появлении (samutthāne) [Высшего] Знания (vidyā), в безграничном пространстве Сознания [происходит] движение (khecarī), [которое называется] состоянием (avasthā) Шивы (śiva) ॥5॥
Гуру (guruḥ) [является] средством (upāyaḥ) ॥6॥
[От довольного Гуру нисходит] просветление (sambodhaḥ) в отношении группы (cakra) букв (mātṛkā) ॥7॥
Тело [человека, в которое было излито вышеупомянутое просветление,] (śarīram) [превращается в] подношение (haviḥ) ॥8॥
[Ограниченное] знание (jñānam) [является] пищей (annam) ॥9॥
При исчезновении (saṁhāre) [Чистого] Знания (vidyā) [происходит] появление (darśanam) колебаний ума [как во сне] (svapna), возникающих (uttha) из-за него (tad) [из-за предшествующего исчезновения Чистого Знания] ॥10॥
метод, основанный на точке зрения аṇu, ограниченного существа
Индивидуальное Я (ātmā) [есть] ум (cittam) ॥1॥
[Порождённое умом] знание (jñānam) — рабство (bandhaḥ) ॥2॥
Неразличение (avivekaḥ) [таких] принципов (tattvānām), как кала (kalā) и т.д. (ādīnām), [есть] майя (māyā) ॥3॥
Растворение (saṁhāraḥ) частей (kalānām) --таттв, принципов проявления-- в теле [физическом, тонком и каузальном] (śarīre) [должно выполняться с помощью bhāvanā, творческого созерцания] ॥4॥
[Йог должен достичь] растворения [жизненной энергии] (saṁhāra) в тонких каналах (nāḍī), победы (jaya) над грубыми элементами (bhūta), отозвания [своего ума] (kaivalya) от грубых элементов (bhūta) [и] отделения --pṛthaktva-- (pṛthaktvāni) от грубых элементов (bhūta) [с помощью bhāvanā, творческого созерцания] ॥5॥
Сверхъестественная сила (siddhiḥ) [появляется] из-за вуали (āvaraṇāt), [которой покрывает] майя, или невежество (moha) ॥6॥
[Йог достигает] овладения (jayaḥ) Естественным (sahaja) Знанием (vidyā) через повсеместную победу (jayāt anantābhogāt) над майей, невежеством (moha) ॥7॥
[Йог, достигший Sahajavidyā, Естественного Знания,] бодр и бдителен (jāgrat), [в то время как] второй [то есть мир] (dvitīya), [является] в виде [его собственного] сияния (karaḥ) ॥8॥
[Этот Йог —] Высшее Я (ātmā) [в виде всего лишь] танцующего актёра (nartakaḥ) ॥9॥
Сценой [этому Нартаке, танцующему актёру] (raṅgaḥ) [служит его] внутренняя (antar) душа (ātmā), [состоящая из каузального и тонкого тел] ॥10॥
Чувства [этого Нартаки, танцующего актёра,] (indriyāṇi) [становятся] зрителями [его игры] (prekṣakāṇi) ॥11॥
С помощью (vaśāt) высшего духовного разума (dhī) [происходит] осознание (siddhiḥ) тонкой, мерцающей, внутренней вибрации совершенного Сознания Я (sattva) ॥12॥
Состояние (bhāvaḥ) Независимости и Свободы (svatantra) достигнуто (siddhaḥ) ॥13॥
Как (yathā) там (tatra), так (tathā) и где-либо ещё (anyatra). [Другими словами, независимый Йог способен продемонстрировать Свободу как в своём собственном теле, так и любом другом месте] ॥14॥
[Этот Йог должен сфокусировать всё своё] внимание (avadhānam) на Семени [на Высшей Шакти, совершенном Сознании Я, являющимся источником всего проявленного] (bīja) ॥15॥
Укоренившись (sthaḥ) в силе Высшей Шакти, [в совершенном Сознании Я, служащему ему] сиденьем, (āsana) [просветлённый Йог] с лёгкостью (sukham) погружается (nimajjati) в Озеро [бессмертного божественного Сознания] (hrade) ॥16॥
[Этот освобождённый Йог способен] создать (nirmāṇam āpādayati) [любую форму согласно] мере или аспекту созидательного Сознания, [служащего ему āsana, сиденьем] (svamātrā) ॥17॥
Покуда Sahajavidyā или Śuddhavidyā [Естественное или Чистое Знание] (vidyā) не исчезает (avināśe), [возможность нового] рождения (janma) исчезает [для этого возвышенного Йога] (vināśaḥ) ॥18॥
Махешвари (māheśvarī) и другие богини (ādyāḥ), [чьей сферой влияния является] группа (varga) «ka» (ka) и т.д. (ādiṣu), матери (mātaraḥ) ограниченных существ (paśu), [становятся их верховными божествами] ॥19॥
Четвёртое состояние сознания, [которое является Свидетелем] (caturtham), следует вливать (āsecyam) подобно (vat) [непрерывному потоку] масла (taila) в [остальные] три (triṣu) (бодрствование, сон и глубокий сон) ॥20॥
Следует входить [в четвёртое состояние сознания] (praviśet), погружаясь [в него] (magnaḥ) своим (sva) умом (cittena) [свободным от мыслей] ॥21॥
Когда [происходит] медленное, но устойчивое, распространение (samācāre) жизненной энергии (Йога) (prāṇa), [наступает] равное (sama) видение (darśanam), [то есть Йог осознаёт единство всего] ॥22॥
На серединном этапе [не в начале или в конце бодрствования, сна и глубокого сна] (madhye) имеет место быть возникновение (prasavaḥ) низких [состояний ума] (avara) ॥23॥
При слиянии (sandhāne) истинного Сознания Я (svapratyaya) с объектами (mātrā), вновь [возникает] появление (punar utthānam) [Блаженства четвёртого состояния сознания, которое] исчезло (naṣṭasya) [из-за возникновения вышеупомянутых низких состояний ума] ॥24॥
[Возвышенный Йог, достигший четвёртого состояния сознания,] становится (jāyate) равным (tulyaḥ) Шиве (śiva) ॥25॥
Пребывание (vṛttiḥ) в теле (śarīra) — [его] обет (vratam). [Другими словами, он продолжает жить в теле только из-за огромного сострадания к человечеству, как акт благочестия] ॥26॥
[Его] речь (kathā) — шептание [мантры или молитвы] (japaḥ) ॥27॥
Знание (jñānam) Высшего Я (ātma) — [его] дар (dānam) [всем нам] ॥28॥
Тот, кто (yaḥ) укоренён [в группе сил, śakticakra] (avipasthaḥ), воистину (ca) [является] орудием (hetuḥ) мудрости (jñā) ॥29॥
Вселенная (viśvam) [является] расширением, разворачиванием, (pracayaḥ) его [Йога] собственной (sva... asya) Силы (śakti) ॥30॥
Поддержание [вселенной] (sthiti) [и её] растворение (layau) [также являются разворачиванием его Силы] ॥31॥
Даже (api) когда происходят (pravṛttau) те [три процесса: проявление, поддержание и растворение вселенной] (tad), [внутреннее состояние великого Йога] не прерывается (anirāsaḥ) в связи с [его] состоянием (bhāvāt) [Высшего] Воспринимающего (saṁvettṛ) ॥32॥
[Этот возвышенный Йог] рассматривает (mananam) наслаждение и боль (sukhaduḥkhayoḥ) как нечто внешнее (bahis) ॥33॥
[Поскольку этот благородный Йог] абсолютно свободен (vimuktaḥ) от того --наслаждения и боли-- (tad), то (tu) [он] один (kevalī). [Он пребывает в своём Высшем Я, являющимся единственным Знающим и единственной массой чистого Сознания] ॥34॥
Тем не менее (tu), тот, кто является плотной массой (pratisaṁhataḥ) заблуждения (moha), [всего лишь] вовлечён (ātmā) в действия (karma) ॥35॥
Когда двойственность (bheda) исчезает (tiraskāre), [у просветлённого Йога появляется] способность реализовать (karmatvam) ещё одно (antara) Творение (sarga) ॥36॥
[Любой может убедиться в своей] созидательной (karaṇa) силе (śaktiḥ) на собственном (svataḥ) опыте (anubhavāt) ॥37॥
[Следует выполнять] оживление (anuprāṇanam) трёх состояний --проявления, поддержания и растворения-- (tri-pada) главным (ādi) [четвёртым состоянием сознания, Свидетелем остальных трёх, полным трансцендентального Блаженства] ॥38॥
Как (vat) ментальные (citta) состояния (sthiti), (так и) тело (śarīra), органы чувств (karaṇa) и внешние объекты --bāhya-- (bāhyeṣu) [следует оживлять, вливая в них Блаженство четвёртого состояния сознания] ॥39॥
Из-за желания, порождённого ощущением недостатка (abhilāṣāt), ограниченное существо (saṁvāhyasya) устремляется наружу (bahirgatiḥ) [и, таким образом, становится жертвой цикла самсары, или трансмиграции от одной формы жизни к другой] ॥40॥
[Тем не менее,] в случае [великого Йога], чьё сознание (pramiteḥ) укоренилось (ārūḍha) в Том --в четвёртом состоянии, в Турье-- (tad), при избавлении (kṣayāt) от того [желания] (tad) (также) полностью исчезает (saṅkṣayaḥ) [и состояние] ограниченного существа (jīva) ॥41॥
Тогда, [когда желание исчезает] (tadā), [Йог использует своё тело, состоящее из] грубых элементов (bhūta), как оболочку (kañcukī) [и, будучи] полностью освобождённым (vimuktaḥ) и в высшей степени (bhūyas) подобным (samaḥ) Господу [Шиве] (pati), (он) совершенен и полон (paraḥ) ॥42॥
Связь (sambandhaḥ) жизненной энергии (prāṇa) [с телом] естественна (naisargikaḥ) ॥43॥
[Жизненная энергия --prāṇaśakti, или prāṇa--] [находится] в левом тонком канале --iḍā-- (apasavya), в правом тонком канале --piṅgalā-- (savya) [и] в suṣumnā --среднем тонком канале-- (sauṣumneṣu).
Посредством непрерывного и интенсивного осознания (saṁyamāt) центра --совершенного Сознания Я-- (madhya) внутреннего аспекта (antar) [вышеупомянутой] prāṇaśakti (nāsikā), [Йог навсегда укореняется в восприятии высшего и совершенного Сознания Я].
Что ещё [можно сказать] (kim) об этом (atra)? ॥44॥
[В случае просветлённого Йога] вновь и вновь (bhūyas) имеет место быть (syāt) осознание Высшего Я, как внутренне, так и внешне (pratimīlanam) ॥45॥