Глава 6

Малини виджайоттара тантра
6.1

Шива сказал:

Теперь поведаю о том, как действуют разновидности Реальности, находящиеся в теле при джнана дикше .

6.2

От подошв стоп и далее, занимая расстояние две ангулы (каждый) размещаются пять элементов. Элемент земли (размещается) в лодыжках и далее вверх по порядку .

6.3

Выше них, (от колен) до бедер находятся шесть уровней, их следует созерцать, начиная с пуруша таттвы и заканчивая шакти таттвой .

6.4

Затем следует сосредоточенно созерцать четыре таттвы, начиная с майи, разместив их на (отрезках, размером ) четыре ангулы (каждая) .

6.5

Затем следует созерцать Шива таттву в виде несравненного огня, проникающего во все таттвы, внутри и снаружи .

6.6

Так, разделяя таттвы, производится ньяса. Теперь описываются пять таттв, которые пребывают в теле .

6.7

Вверх до пупка, начиная от колен, т.е. от таттвы земли, насчитывается шесть уровней. Все они заполнены водой .

6.8

Выше этого (находятся) двадцать два уровня занятых огнем, за ними следуют двенадцать уровней, занятых ветром .

6.9-10

За акашей следует созерцать всепроникающий высший Покой, который приводится в движение в ритуалах пяти адхв, начиная с шакти. В трех частях, (от колен) до горла проявляется атмататтва. Выше него - видья-таттва и Шива таттва, как (было описано) ранее .

6.11-13

Итак, правило таттв поведано, теперь описывается месторасположение миров (бхуван). Ниже колен следует разместить шестнадцатиградие, начиная с Калагни (Рудры) и заканчивая Вирабхадрой (от колен до стоп). (Они занимают по) одной ангуле (каждый). За ними следует поместить (бхуваны), начиная с Лакулиши и заканчивая Двирандой (от пупка до колен: Лакуллиша, Парабхути, Динди, Мунди, Видхи, Пушкара, Наймиша, Прабхаса, Амареша или Двиранда). Они занимают по три ангулы. За ними (расположен) Чхагаландака и остальные (бхуваны) этой восьмерки Дева йога (Свреху вниз: Бхайрава, Кедара, Махакала, Мадхьямеша, Амратака, Джалпеша, Шришайла, Харишчандра или Чхагаландака, от солнечного сплетения, до пупка), (занимающие) по одной ангуле .

6.14

Затем следует созерцать шестиградие, вмещающееся на половине ангулы (анахата чакра). И две четверки и еще раз (две четверки) (т.е. два раза по восемь, снизу вверх: Гая, Курушктра, Накала, Нала, Вималеша, Аттахаса, Махендра, Бхимешвара- воздух, Вастрапада, Рудракоти, Авимукта, Махалья, Гокарна, Бхадракарна, Сварнакша, Стхану- эфир) .

6.15

(Далее сутракара «перепрыгивает» через несколько уровней и идет сверху вниз от миров видьи, описывая канчуки)

Сверху, от видьи и далее до кала таттвы, возникают один за другим три (уровня) по два (мира в каждом). (Сверху вниз: Панчантака, Шура- видья; Пинга, Джьоти- рага; Самварта, Кродха- кАла) .

6.16

Над этими покровителями мандал, пребывает занимающая пол- ангулы Трехчастная, Неполная, Вершина (эвфемеизмы йони) .

6.17

Полностью здесь пять (уровней), которые делятся на восемь (миров) (Сверху вниз: Шикшеша, Экавира- калА; Панчантака, Шура- видья; Пинга, Джьоти- рага; Самварта, Кродха- кАла) и еще пять (Сверху вниз: Экашва, Аманта, Аджа, Умапати, Прачанда- нияти). Так их следует различать .

6.18

В правиле разделения адхв следует, как и прежде, созерцать Шиву. Эти уровни разделяются на два вида: на видью и варгу (т.е. ниже видья- таттвы идет видья, выше- варга, т.е. йони) .

6.19

(Далее сутракара снова возвращается вниз и описывает танматры)

Выслушай об их проникновении в виде танматр. В начале- четыре ангулы (Чакаланда), затем- две (Дравинда) и отдельно- восемь ангул (Макота) .

6.20

(Затем)- десять ангул (Мандалешвара), три по одной (Каланджара, Шанкукарна, Стхулешвара), одна по пятнадцать ангул (Стхалешвара), над этими четырьмя (уровнями- танматры, кармендрии, джнянендрии, аханкара)- великая проникающая девятка (Снизу вверх: Пишача, Ракшаса, Ракшас, Якша, Гандхарва, Аиндра, Саумья, Праджеша, Брахма- миры буддхи) .

6.21

(Далее сутракара пропускает восемь миров Пракрити-таттвы- Акрита, Крита, Бхайрава, Брахма, Вайшнава, Кумара, Аума, Шрикантха)

Девятнадцать (и один) миров именуются вьяпти (по- видимому, повреждение в тексте, т. к. в других источниках и далее по тексту миров вьяпти, или пралаякала, от майа- до пракрити- таттвы насчитывается двадцать). Вначале три уровня по две ангулы каждый (Вама, Бхима, Угра) .

6.22

Затем идут четыре уровня по семь ангул (Иша, Бхава, Ишана), затем- один по десять ангул (Экавира, перечислены семь миров пуруша таттвы), два уровня по две ангулы (Прачанда, Умапати) и один по шесть (Аджа) .

6.23

Другие два по двенадцать ангул (Аманта, Экашва- перечислены пять миров нияти- таттвы), две по пять ангул (Кродха, Самварта -два мира кАла таттвы), затем два по два уровня по четыре (ангулы) (Джьоти Пинга- рага таттва, Шура, Панчантака- видья таттва), затем две по две (Экавира, Шикшеша- калА таттва) .

6.24

Это именуется уровнями вьяпти. Поведана низшее правило (апара), теперь услышь о промежуточном (параапара) .

6.25

Как и раньше таттва земли- четыре ангулы, другие вплоть до буддхи, следует обозначить по половине ангулы .

6.26-27

Прадхану (Пракрити) на три ангулы, выше (пуруша) следует выделить как и раньше (т.е., половина ангулы). Еще выше (нияти) (следует выделить) как землю, (на четыре ангулы) еще выше (кАла) на три ангулы. Три уровня над нею - (как) прадхана (три ангулы), оставшееся- как и прежде (половина ангулы), ему следует предаться. (Так) называются два вида варн, шести уровней .

6.28

Таким образом постигается путь таттв, пады, мантры, калы и прочего согласно изначальной сутре .

6.29

Так осуществляются, путем названной триады, таттва и варна (адхва). Так над элементами тела осуществляется посвящение Учителем, в образе Шивы, дающее все плоды .

Такова в священной «Малиивиджайоттара тантре» шестая глава (именуемая) «Путь тела».