Таблица 36 таттв
परमशिव PARAMAŚIVA Высший Шива или Источник Всего | |||
1. | शिव Śiva | Шива выше описаний, однако можно сказать, что он есть истинное "Я". Шива полон Cicchakti (Cit + śakti) или Силы Сознания. И Шива и Шакти возникают из Парамашивы или Высшего Шивы. В Парамашиве нет даже тонкой двойственности Шива—Шакти. Все таттвы возникают из этой Высшей Реальности. | |
2. | शक्ति Śakti | Шакти также вне описаний. И всё же, можно сказать, что она — истинное Бытие. Шива и Шакти являют истинное "Я есть". Шакти делает Шиву сознающим Себя, но при этом нельзя найти никакого различия между ними. Шакти — очень тонкое "напряжение" на бесконечном и неподвижном теле Шивы. Из неё все остальные таттвы возникают, по сути, они — её форма. Между ней и всеми остальными таттвами присутствует совершенное единство. Она полна Ānandaśakti или Силы Блаженства. | |
अनाश्रितशिव ANĀŚRITAŚIVA Шива без категорий | |||
3. | सदाशिव Sadāśiva (सादाख्य Sādākhya) | Садашива — обиталище Icchāśakti или Силы Воли. Здесь появляется туманная Вселенная. Сознание принимает форму "Я есть Это" ("Я — эта туманная Вселенная"). Вселенная только появляется и потому предстаёт размытой. Так как Вселенная ещё не сформировалась, "Я" преобладает. | |
4. | ईश्वर Īśvara | Ишвара — обиталище Jñānaśakti или Силы Знания. Здесь появляется ясная отчётливая Вселенная. Сознание принимает форму "Это есть Я" ("Отчётливая Вселенная есть Я"). Вселенная теперь полностью проявлена и потому отчётлива. Так как Вселенная полностью сформировалась, "Это" преобладает. "Я" тоже здесь, но оно потрясено божественным чудом раскрытия Себя перед Самим Собой. | |
5. | सद्विद्या Sadvidyā (शुद्धविद्या Śuddhavidyā) | Садвидья — обиталище Kriyāśakti или Силы Действия. Здесь сознание полностью сбалансировано между "Я" и "Это". "Это" — Вселенная. Осознание таково: "Я есть Я, Это есть Это". "Я" сбалансировано "Этим" и они каким-то образом преобладают оба. Это единство в различиях, ведь здесь есть вселенная, отличная от Шивы ("Я"), но в то же время присутствует лежащее в их основе единство. | |
आणवमल ĀṆAVAMALA Анавамала или Первичное Загрязнение, предвосхищающее все остальные таттвы, в которых различия и двойственность преобладают. После Анавамалы возникает ещё две малы или загрязнения: Māyīyamala मायीयमल и Kārmamala कार्ममल, которые привносят различия и привязанности в деятельность соответственно. | |||
6. | माया Māyā | Майя — это Неведение. Майя Трики не та же, что и в Веданте. В Трике Майя — это таттва, или "реальный" уровень Творения. Майя отвечает за сокрытие сущностной природы Шивы вуалью заблуждения. Майя превращает бесконечное Я в кого-то полного ограничений. Майия-мала и Карма-мала возникают в результате действия Майя-таттвы. Эти две нечистоты наполняют деятельность различиями и привязанностями. Иногда Майя рассматривается как "шестая" канчука или покров, окутывающий сознание тонкой, но прочной вуалью неведения. | |
7. | कला Kalā | КалА формирует представление об "ограниченной активности" покрытого вуалью Майи сознания. Это Крия-шакти (Всемогущество), претерпевшая сжатие. Она вносит ошибочные суждения: "Я ограничен в действиях", "Я не могу сделать это", "Я не могу сделать то" и т.д. | कञ्चुक KAÑCUKA Канчуки (покровы) |
8. | विद्या Vidyā | Видья формирует представление об "ограниченном знании" покрытого вуалью Майи сознания. Это Джняна-шакти (Всезнание), претерпевшая сжатие. Она вносит ошибочные суждения: "Я ограничен в познании", "Я не знаю этого", "Я не знаю того", и т.д. | |
9. | राग Rāga | Рага формирует представление об "ограниченной воле", ведущее покрытое вуалью Майи сознание к привязанности. Это Иччха-шакти (Совершенная Воля) претерпевшая сжатие. Она привносит ошибочные суждения: "Мне чего-то не хватает", "Я в чем-то нуждаюсь" и, закономерно, возникает и результат такой нужды в форме "Я привязан к чему-то". | |
10. | काल Kāla | КАла формирует представление о "частях", ведущее сознание, покрытое вуалью Майи к представлению о времени. Это Ананда-шакти (Высшее блаженство), претерпевшая сжатие. Она привносит ошибочные суждения вроде: "Я не вечен, и не непреходящ", "Я живу лишь несколько лет", "Я стар", "Я молод" и т.д. | |
11. | नियति Niyati | Нияти формирует представление о связи причины и следствия, ведущее к представлению об обусловленном судьбой порядке вещей. Это Cicchakti (Сила знания) претерпевшая сжатие. Она вносит ошибочные суждения: "Если Я сделаю это, я получу соотвествующий результат", "Я достоин", "Я грешен" и т.д. | |
12. | पुरुष Puruṣa | Пуруша — это Сам Шива, подвергнувшийся всем перечисленным ограничениям (Kañcuka). Несмотря на добровольное самоограничение, Шива при этом остаётся неизменным. Этот Пуруша — это внутреннее "Я" всех существ. В то время как оно является конечной целью философии Санкхья, Трика считет это только этапом инволюции/эволюции Шакти. | |
13. | प्रकृति Prakṛti | Пракрити — это просто состояние, в котором все три качества (Guṇa) остаются полностью сбалансированными. Три гуны — это Sattva, Rajas и Tamas. Они известны также как Джняна-шакти, Иччха-шакти и Крия-шакти соответственно, претерпевшие еще одно сжатие. Когда Высший свидетель (Шива) покрыт вуалью Майи и её канчуками, Он "будто бы" превращается в Пурушу. Этот Пуруша созерцает Шакти и она предстаёт теперь сформированной из трёх сил, известных как гуны или качества. Ни Шива, ни Шакти в действительности не изменяются, но Шива, через добровольное самоограничение, меняет Свою точку зрения и начинает считать Себя ограниченой душой. | |
14. | $1 Buddhi (महत् Mahat) | Буддхи — первая ступень эволюции Природы. Он формирует определяющую способность, с помощью которой вы выбираете направление действий в вашей жизни. По простому, Буддхи — это интеллект. Это преимущественно саттвичная таттва, что означает, что Джняна (знание) преобладает в нём. Буддхи — также тот принцип, который позволяет вам абстрактно каталогизировать конкретные объекты, животных или личностей по чётким категориям. Например, "Это — собака", "Это — шляпа". | अन्तःकरण ANTAḤKARAṆA Внутренний (психический) орган |
15. | अहङ्कार Ahaṅkāra (अस्मिता Asmitā) | Аханкара — вторая ступень эволюции Природы. Она формирует осознание ограниченного "Я". По простому, Аханкара — это эго. Манас, индрии и танматры не только возникают из него, но все они постоянно поддерживаются асмитой. Главная её характеристика — "самоприсвоение". Оно делает чистую Самость деятелем, "Ahaṅkāra" значит "Я-делатель". Она связывает чистое Я, которое есть лишь свидетель, с конкретным действием или концепцией. Например, "Я делаю свою работу", "Я строю здания", "Я люблю тебя", "Я беден" и т.д. Давайте уберем аханкару и предложения станут выглядеть так: "Работа делается", "Здания строятся", "Есть любовь для тебя", "Существует бедность" и т.д. Аханкара также придаёт всему объем. Это причина этой трёхмерной Вселенной. Эго преимущественно раджасично. | |
16. | मनस् Manas | Манас — третья ступень эволюции Природы. По простому, манас — это ум. Ум формирует сеть мыслей. Ум — источник и управитель Джянендрий (Сил восприятия) и Кармендрий (Сил действия). Одна из его функций — выпрямлять и раскрашивать примитивную картинку, формируемую сетчаткой глаза. Ум работает в двухмерном, а не трёхмерном пространстве. Задать третье измерение — это работа аханкары. Ум преимущественно тамасичен. | |
17. | श्रोत्र Śrotra (श्रवण Śravaṇa) | Сила слуха, обычно циркулирующая в ушах. | ज्ञानेन्द्रिय JÑĀNENDRIYA Силы восприятия (преимущественно саттвичные) |
18. | त्वक् Tvak | Сила осязания, обычно циркулирующая в коже. | |
19. | चक्षुस् Cakṣus | Сила зрения, обычно циркулирующая в глазах. | |
20. | जिह्वा Jihvā (रसना Rasanā) | Сила вкуса, обычно циркулирующая в языке. | |
21. | घ्राण Ghrāṇa | Сила обоняния, обычно циркулирующая в носу. | |
22. | वाक् Vāk | Сила речи, обычно циркулирующая во рту. | कर्मेन्द्रिय KARMENDRIYA Силы действия (преимущественно раджасичные) |
23. | पाणि Pāṇi | Сила манипуляции, обычно циркулирующая в руках. | |
24. | पाद Pāda | Сила передвижения, обычно циркулирующая в ногах и стопах. | |
25. | उपस्थ Upastha | Сила сексуальной активности и удовлетворения, обычно циркулирующая в гениталиях. | |
26. | पायु Pāyu | Сила выделения, обычно циркулирующая в анусе. | |
27. | शब्द Śabda | Звук как таковой. Звук тишины. | तन्मात्र TANMĀTRA Тонкие элементы (преимущественно тамасичные) |
28. | स्पर्श Sparśa | Соприкосновение как таковое. Прикосновение воздуха. | |
29. | रूप Rūpa | Цвет как таковой. Цвет ясного неба. | |
30. | रस Rasa | Вкус как таковой. Вкус воды. | |
31. | गन्ध Gandha | Запах как таковой. Запах чистоты. | |
32. | आकाश Ākāśa | Трёхмерный каркас, в котором существует весь физический мир — Пространство. | महाभूत MAHĀBHŪTA Грубые элементы (преимущественно тамасичные) |
33. | वायु Vāyu | Всё газообразное — Воздух. | |
34. | अग्नि Agni (तेजस् Tejas) | Всё горячее, светящееся и обладающее цветом — Огонь. | |
35. | आपस् Āpas | Всё жидкое — Вода. | |
36. | पृथिवी Pṛthivī | Всё твердое — Земля. |