परमशिव

PARAMAŚIVA

Высший Шива или Источник Всего

1.

शिव

Śiva

Шива выше описаний, однако можно сказать, что он есть истинное “Я”. Шива полон Cic­cha­k­ti (Cit + śak­ti) или Силы Сознания. И Шива и Шакти возникают из Парамашивы или Высшего Шивы. В Парамашиве нет даже тонкой двойственности Шива—Шакти. Все таттвы возникают из этой Высшей Реальности.
2.

शक्ति

Śak­ti

Шакти также вне описаний. И всё же, можно сказать, что она — истинное Бытие. Шива и Шакти являют истинное “Я есть”. Шакти делает Шиву сознающим Себя, но при этом нельзя найти никакого различия между ними. Шакти — очень тонкое “напряжение” на бесконечном и неподвижном теле Шивы. Из неё все остальные таттвы возникают, по сути, они — её форма. Между ней и всеми остальными таттвами присутствует совершенное единство. Она полна Ānan­daśak­ti или Силы Блаженства.

अनाश्रितशिव

ANĀŚRITAŚIVA

Шива без категорий

3.

सदाशिव

Sadāśi­va

(सादाख्य
Sādākhya)

Садашива — обиталище Icchāśak­ti или Силы Воли. Здесь появляется туманная Вселенная. Сознание принимает форму “Я есть Это” (“Я — эта туманная Вселенная”). Вселенная только появляется и потому предстаёт размытой. Так как Вселенная ещё не сформировалась, “Я” преобладает.
4.

ईश्वर

Īśvara

Ишвара — обиталище Jñā­naśak­ti или Силы Знания. Здесь появляется ясная отчётливая Вселенная. Сознание принимает форму “Это есть Я” (“Отчётливая Вселенная есть Я”). Вселенная теперь полностью проявлена и потому отчётлива. Так как Вселенная полностью сформировалась, “Это” преобладает. “Я” тоже здесь, но оно потрясено божественным чудом раскрытия Себя перед Самим Собой.
5.

सद्विद्या

Sad­vidyā

(शुद्धविद्या
Śud­dhavidyā)

Садвидья — обиталище Kriyāśak­ti или Силы Действия. Здесь сознание полностью сбалансировано между “Я” и “Это”. “Это” — Вселенная. Осознание таково: “Я есть Я, Это есть Это”. “Я” сбалансировано “Этим” и они каким-то образом преобладают оба. Это единство в различиях, ведь здесь есть вселенная, отличная от Шивы (“Я”), но в то же время присутствует лежащее в их основе единство.

आणवमल

ĀṆAVAMALA

Анавамала или Первичное Загрязнение, предвосхищающее все остальные таттвы, в которых различия и двойственность преобладают. После Анавамалы возникает ещё две малы или загрязнения: Māyīya­mala मायीयमल и Kār­ma­mala कार्ममल, которые привносят различия и привязанности в деятельность соответственно.

6.

माया

Māyā

Майя — это Неведение. Майя Трики не та же, что и в Веданте. В Трике Майя — это таттва, или “реальный” уровень Творения. Майя отвечает за сокрытие сущностной природы Шивы вуалью заблуждения. Майя превращает бесконечное Я в кого-то полного ограничений. Майия-мала и Карма-мала возникают в результате действия Майя-таттвы. Эти две нечистоты наполняют деятельность различиями и привязанностями. Иногда Майя рассматривается как “шестая” канчука или покров, окутывающий сознание тонкой, но прочной вуалью неведения.
7.

कला

Kalā

КалА формирует представление об “ограниченной активности” покрытого вуалью Майи сознания. Это Крия-шакти (Всемогущество), претерпевшая сжатие. Она вносит ошибочные суждения: “Я ограничен в действиях”, “Я не могу сделать это”, “Я не могу сделать то” и т.д.

कञ्चुक

KAÑCUKA

Канчуки (покровы)

8.

विद्या

Vidyā

Видья формирует представление об “ограниченном знании” покрытого вуалью Майи сознания. Это Джняна-шакти (Всезнание), претерпевшая сжатие. Она вносит ошибочные суждения: “Я ограничен в познании”, “Я не знаю этого”, “Я не знаю того”, и т.д.
9.

राग

Rāga

Рага формирует представление об “ограниченной воле”, ведущее покрытое вуалью Майи сознание к привязанности. Это Иччха-шакти (Совершенная Воля) претерпевшая сжатие. Она привносит ошибочные суждения: “Мне чего-то не хватает”, “Я в чем-то нуждаюсь” и, закономерно, возникает и результат такой нужды в форме “Я привязан к чему-то”.
10.

काल

Kāla

КАла формирует представление о “частях”, ведущее сознание, покрытое вуалью Майи к представлению о времени. Это Ананда-шакти (Высшее блаженство), претерпевшая сжатие. Она привносит ошибочные суждения вроде: “Я не вечен, и не непреходящ”, “Я живу лишь несколько лет”, “Я стар”, “Я молод” и т.д.
11.

नियति

Niy­ati

Нияти формирует представление о связи причины и следствия, ведущее к представлению об обусловленном судьбой порядке вещей. Это Cic­cha­k­ti (Сила знания) претерпевшая сжатие. Она вносит ошибочные суждения: “Если Я сделаю это, я получу соотвествующий результат”, “Я достоин”, “Я грешен” и т.д.
12.

पुरुष

Puruṣa

Пуруша — это Сам Шива, подвергнувшийся всем перечисленным ограничениям (Kañcu­ka). Несмотря на добровольное самоограничение, Шива при этом остаётся неизменным. Этот Пуруша — это внутреннее “Я” всех существ. В то время как оно является конечной целью философии Санкхья, Трика считет это только этапом инволюции/эволюции Шакти.
13.

प्रकृति

Prakṛti

Пракрити — это просто состояние, в котором все три качества (Guṇa) остаются полностью сбалансированными. Три гуны — это Satt­va, Rajas и Tamas. Они известны также как Джняна-шакти, Иччха-шакти и Крия-шакти соответственно, претерпевшие еще одно сжатие. Когда Высший свидетель (Шива) покрыт вуалью Майи и её канчуками, Он “будто бы” превращается в Пурушу. Этот Пуруша созерцает Шакти и она предстаёт теперь сформированной из трёх сил, известных как гуны или качества. Ни Шива, ни Шакти в действительности не изменяются, но Шива, через добровольное самоограничение, меняет Свою точку зрения и начинает считать Себя ограниченой душой.
14.

बुद्धि

Bud­dhi

(महत्
Mahat)

Буддхи — первая ступень эволюции Природы. Он формирует определяющую способность, с помощью которой вы выбираете направление действий в вашей жизни. По простому, Буддхи — это интеллект. Это преимущественно саттвичная таттва, что означает, что Джняна (знание) преобладает в нём. Буддхи — также тот принцип, который позволяет вам абстрактно каталогизировать конкретные объекты, животных или личностей по чётким категориям. Например, “Это — собака”, “Это — шляпа”.

अन्तःकरण

ANTAḤKARAṆA

Внутренний (психический) орган

15.

अहङ्कार

Ahaṅkāra

(अस्मिता
Asmitā)

Аханкара — вторая ступень эволюции Природы. Она формирует осознание ограниченного “Я”. По простому, Аханкара — это эго. Манас, индрии и танматры не только возникают из него, но все они постоянно поддерживаются асмитой. Главная её характеристика — “самоприсвоение”. Оно делает чистую Самость деятелем, “Ahaṅkāra” значит “Я-делатель”. Она связывает чистое Я, которое есть лишь свидетель, с конкретным действием или концепцией. Например, “Я делаю свою работу”, “Я строю здания”, “Я люблю тебя”, “Я беден” и т.д. Давайте уберем аханкару и предложения станут выглядеть так: “Работа делается”, “Здания строятся”, “Есть любовь для тебя”, “Существует бедность” и т.д. Аханкара также придаёт всему объем. Это причина этой трёхмерной Вселенной. Эго преимущественно раджасично.
16.

मनस्

Man­as

Манас — третья ступень эволюции Природы. По простому, манас — это ум. Ум формирует сеть мыслей. Ум — источник и управитель Джянендрий (Сил восприятия) и Кармендрий (Сил действия). Одна из его функций — выпрямлять и раскрашивать примитивную картинку, формируемую сетчаткой глаза. Ум работает в двухмерном, а не трёхмерном пространстве. Задать третье измерение — это работа аханкары. Ум преимущественно тамасичен.
17.

श्रोत्र

Śro­tra

(श्रवण Śravaṇa)

Сила слуха, обычно циркулирующая в ушах.

ज्ञानेन्द्रिय

JÑĀNENDRIYA

Силы восприятия (преимущественно саттвичные)

18.

त्वक्

Tvak

Сила осязания, обычно циркулирующая в коже.
19.

चक्षुस्

Cakṣus

Сила зрения, обычно циркулирующая в глазах.
20.

जिह्वा

Jihvā

(रसना Rasanā)

Сила вкуса, обычно циркулирующая в языке.
21.

घ्राण

Ghrāṇa

Сила обоняния, обычно циркулирующая в носу.
22.

वाक्

Vāk

Сила речи, обычно циркулирующая во рту.

कर्मेन्द्रिय

KARMENDRIYA

Силы действия (преимущественно раджасичные)

23.

पाणि

Pāṇi

Сила манипуляции, обычно циркулирующая в руках.
24.

पाद

Pāda

Сила передвижения, обычно циркулирующая в ногах и стопах.
25.

उपस्थ

Upastha

Сила сексуальной активности и удовлетворения, обычно циркулирующая в гениталиях.
26.

पायु

Pāyu

Сила выделения, обычно циркулирующая в анусе.
27.

शब्द

Śab­da

Звук как таковой. Звук тишины.

तन्मात्र

TANMĀTRA

Тонкие элементы (преимущественно тамасичные)

28.

स्पर्श

Sparśa

Соприкосновение как таковое. Прикосновение воздуха.
29.

रूप

Rūpa

Цвет как таковой. Цвет ясного неба.
30.

रस

Rasa

Вкус как таковой. Вкус воды.
31.

गन्ध

Gand­ha

Запах как таковой. Запах чистоты.
32.

आकाश

Ākāśa

Трёхмерный каркас, в котором существует весь физический мир — Пространство.

महाभूत

MAHĀBHŪTA

Грубые элементы (преимущественно тамасичные)

33.

वायु

Vāyu

Всё газообразное — Воздух.
34.

अग्नि

Agni

(तेजस् Tejas)

Всё горячее, светящееся и обладающее цветом — Огонь.
35.

आपस्

Āpas

Всё жидкое — Вода.
36.

पृथिवी

Pṛthivī

Всё твердое — Земля.